Меню Рубрики

Персен при гиперактивности

Эффективность применения препарата Персен в терапии локальных и распространенных тиков в педиатрической практике

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», май-июнь 2010, с. 48-52

О.А. Милованова, М.М. Гунченко, Е.А. Волкова, И.Е. Тамбиев, Т.Я. Клименко, РМАПО, Тушинская ДГБ, ДГП № 126 СВАО, ДГП № 38 ЦАО, Москва

Фитопрепараты седативного действия представляют собой одно из проявлений доминирующей тенденции к натурализации лечения. По данным ВОЗ, около 80% населения планеты предпочитают лечиться лекарственными средствами природного происхождения.

К лекарственным препаратам, изготовленным из растений, доверие пациентов выше, чем к синтетическим средствам, и это повышает результативность лечения. Об успокаивающем действии валерианы на нервную систему человека было известно еще врачам Древней Греции. Диоскорид считал, что это растение способно управлять мыслями, Плиний-старший полагал ее средством, возбуждающим мысль, Авиценна считал, что она укрепляет мозг. Интересно, что сбор валерианы был организован в России еще при Петре I.

С 1980 года в Германии проведено более 300 исследований, посвященных эффективности и безопасности применения в клинической практике лекарственных средств на основе растительных компонентов. По результатам проведенного анализа валериана была включена в число десяти основных фитопрепаратов. В настоящее время из них наиболее эффективен и востребован препарат Персен, хорошо известный клиницистам. Помимо валерианы Персен содержит экстракты мелиссы и мяты перечной. Кратко остановимся на характеристике основных растительных компонентов препарата.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.)

Препараты валерианы (экстракт, настой, настойка) широко используются в качестве успокаивающих средств. Их получают из корневища и корней растения, содержащих эфирное масло (эфир борнеола и изовалериановой кислоты), валериановую кислоту, борнеол, органические кислоты, некоторые алкалоиды, дубильные вещества. Лечебное действие лекарств обусловлено комплексом содержащихся в них действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Многие клинические и экспериментальные исследования подтверждают, что основной механизм действия валерианы заключается в потенцировании ГАМК-эргической медиации. Это сопровождается снижением рефлекторной возбудимости в центральной нервной системе (ЦНС) и усилением тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. Поэтому валериану принято назначать в качестве седативного средства при чрезмерном нервном возбуждении.

Валериана благотворно влияет на сон, улучшая его качество. Нейрохимические механизмы действия лекарств на основе этого растения включают агонистическое влияние на бензодиазепиновые рецепторы. Б. Гурлей и соавт. показали, что экстракт валерианы не взаимодействует с препаратами, метаболизм которых связан с различными подвидами цитохрома Р450. Таким образом, нежелательные лекарственные взаимодействия исключены. Многочисленные исследования доказывают отсутствие токсичности валерианы. Даже большие дозы ее экстракта не влияют на уровень артериального давления, не приводят к функциональным или органическим изменениям внутренних органов у животных и человека. Все побочные эффекты валерианы можно свести к аллергическим реакциям. Добавление к экстракту валерианы других седативных средств растительного происхождения усиливает ее основные эффекты.

Мелисса (мята лимонная, Melissa officinalis L.)

Мелисса – второй растительный компонент препарата Персен. Это растение издавна входит в число любимых народных средств. Характеризуется седативным, спазмолитическим действием. Основные действующие вещества мяты лимонной: компоненты эфирного масла (0,06–1%), гераниол, линалоол, нераль, кариофиллен, терпеноиды, глюкозиды эвгенола, бензиловый спирт и фенолкарбоновые кислоты. Благотворное действие на функции ЦНС наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий. В препаратах мелиссы содержится целый комплекс биологически активных веществ, имеющих антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения. Предполагаемый механизм основного действия мелиссы на ЦНС – угнетающее влияние на ацетилхолинэстеразу головного мозга и способность снижать активность никотиновых и мускариновых рецепторов в коре больших полушарий. В последние годы все большее внимание привлекает способность мяты лимонной улучшать когнитивные функции. Это свойство растения может быть особенно полезно больным с деменцией, оно обусловлено сочетанием благоприятного влияния на когнитивные функции и настроение. Частота побочных эффектов при применении мелиссы не отличается от таковой при использовании плацебо. Мелисса известна в медицине преимущественно как седативно-снотворное лекарство и средство для лечения функциональных гастроинтестинальных расстройств. В лекарственных препаратах мелиссу обычно комбинируют с другими растениями, чаще всего – с валерианой.

Мята перечная (Mentha piperita L.)

Мята перечная – третий растительный компонент препарата Персен. Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения оказывают спазмолитическое, успокаивающее и болеутоляющее действие, рефлекторно расширяют коронарные сосуды. Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества. Препараты мяты используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что эфирное масло мяты перечной способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие. Ментол, содержащийся в листьях мяты, обладает антисептическими свойствами в отношении многих патогенных бактерий пищеварительного тракта. Процентное соотношение в препарате Персен валерианы, мелиссы и мяты перечной иллюстрирует таблица 1.

Имеющиеся данные о спектре клинических эффектов препарата Персен позволяют рекомендовать его для использования в клинической практике. Он существенно расширяет возможности седативного воздействия при психических и психосоматических нарушениях. Тикозные расстройства встречаются у 5–24% детского населения, чаще у мальчиков, хронические формы тиков наблюдаются у 1,6–10% детей. Обследование школьников, которые испытывают трудности при обучении и занимаются по специальным программам, показало более высокую распространенность тиков, чем в популяции, – до 20–33%.

Таблица 1
Содержание растительных компонентов в препарате «Персен»

Компоненты Персен (таблетки) Персен форте (капсулы)
Валерианы экстракт сухой, мг 50 125
Мелиссы экстракт сухой, мг 25 25
Мяты перечной экстракт сухой, мг 25 25
  • Таблетка Персена содержит экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). В капсуле Персен форте содержание валерианы увеличено в 2,5 раза.
  • Персен выгодно отличается от комбинированных растительных препаратов отсутствием в нем брома, этилового спирта и удобной лекарственной формой (таблетки и капсулы).
  • Персен назначают детям в возрасте от 3 до 12 лет в виде таблеток. Доза зависит от массы тела пациента и составляет в среднем по 1 таблетке 1–3 раза в сутки.
  • Персен форте назначают взрослым и детям старше 12 лет по 1–2 капсулы 2–3 раза в сутки.
  • При прекращении лечения не возникает синдрома отмены.

Исследование эффективности Персена

Целью данного исследования было оценить эффективность препарата Персен в терапии локальных и распространенных тиков.

Материал и методы. Под наблюдением находились 24 пациента с локальными и распространенными тиками (15 пациентов – с локальными, 9 пациентов – с распространенными). В их числе: 14 мальчиков в возрасте от 5 лет 2 месяцев до14 лет 5 месяцев и 10 девочек в возрасте от 7 лет 8 месяцев до 11 лет 3 месяцев. Диагноз тиков был установлен на основании жалоб пациента, анамнеза жизни и болезни, неврологического обследования. Последнее включало функциональные пробы (10 морганий, 10 сгибаний-разгибаний), пробы на запоминание 10 слов, подсчет гиперкинезов за 20 минут и обычную электроэнцефалограмму. У всех пациентов обязательно проводился мониторинг показателей общего и биохимического анализов крови, мочи. Катамнестическое наблюдение составило 12–18 месяцев. Исходя из диагноза, который был верифицирован в соответствии с систематизацией тиков у детей, утвержденной МЗ РФ (2000), пациенты были разделены на 2 клинические группы: группа I – пациенты с локальными тиками, группа II – с распространенными тиками (таблица 2).

Таблица 2
Распределение обследуемых пациентов по клиническим группам

Топико-клиническое
проявление тиков
Число пациентов
абсолютное %
I группа 15 62
II группа 9 38
Всего 24 100

По результатам обследования у большинства пациентов (62%) диагностирован локальный тик, захватывающий мимическую мускулатуру (одну мышечную группу), который проявлялся частым морганием, зажмуриванием, клоническими движениями углов рта и крыльев носа. При локальном тике наблюдались гиперкинезы как единичные, так и серийные. У 38% пациентов отмечались распространенные моторные тики. В гиперкинез вовлекались несколько мышечных групп, чаще мимические, мышцы головы и шеи в виде запрокидывания, поворотов, наклонов головы назад. Наиболее частыми оказались сочетания непроизвольных движений в виде частого мигания и заведения взора; заведения взора и подергивания плеча; заведения взора и поворота головы. У ряда пациентов в гиперкинез вовлекались мышцы плечевого пояса и верхних конечностей в виде движений плеча вверх, назад. При распространенном тике наблюдались преимущественно серийные гиперкинезы. У обследуемых пациентов были выделены провоцирующие факторы, представленные в таблице 3.

Таблица 3
Провоцирующие факторы при локальных и распространенных тиках

Провоцирующие факторы I группа II группа
абс. % абс. %
Стрессовые ситуации 11 73 5 55
Просмотр телевизионных передач 13 87 8 89
Длительные занятия за персональным компьютером 2 13 8 89
Физические и умственные перегрузки 4 27 7 78
Инфекция 4 27 3 33

Примечание:
У части пациентов выявлено более одного провоцирующего фактора, поэтому их сумма не соответствует общему числу пациентов

У большинства пациентов с локальными тиками гиперкинезы были спровоцированы просмотром телевизионных передач (87%), у 11 пациентов (73%) – стрессовыми ситуациями (посещение детского сада, начало школьных занятий, развод родителей). Реже в качестве провоцирующих факторов выступали физическое и умственное переутомление (27%), инфекции (27%). Длительные занятия (игры) на персональном компьютере у пациентов I группы были представлены минимально, возможно, это связано с доминированием пациентов дошкольного возраста. У большинства детей с распространенными тиками гиперкинезы были спровоцированы длительными занятиями (играми) на персональном компьютере (89%), физическим и умственным переутомлением (78%), стрессовыми ситуациями (55%) (конец учебного дня, развод родителей). Анализ провоцирующих факторов показал важность соблюдения режима дня, включая длительный ночной сон, родительский контроль досуга ребенка, чередование умственной и физической нагрузок и др. У половины пациентов тики уменьшались или отсутствовали во время врачебного осмотра, в отличие от наблюдений в домашней обстановке. В связи с этим целесообразно использовать функциональные пробы, провоцирующие гиперкинезы: проба на 10 морганий и 10 сгибаний-разгибаний пальцев рук. Известно, что в большинстве случаев единичные лицевые тики почти не мешали пациентам и даже «не замечались» ими. При обострении заболевания тики в виде поворотов головы, движений плеча и т.п. мешали выполнению школьных заданий. При этом ограничивались произвольные движения, что приводило к дезадаптации. Прослеживалась связь дискомфорта от гиперкинезов и длительности заболевания.

Лечение. В нашем исследовании у 12 пациентов I группы с локальным тиком (80%) наиболее эффективным медикаментозным лечением было назначение препарата Персен из расчета 150–300 мг/сут сроком до 3–6 месяцев в течение года, с положительной динамикой. Побочные эффекты отсутствовали. Длительность лечения препаратом Персен не ограничена, даже при продолжительном приеме не возникало зависимости. При прекращении лечения синдром отмены не развивался, что подтверждается данными других исследований. Два пациента (13%) I группы длительно принимали глицин из расчета 300 мг/сут без выраженного эффекта. Один пациент I группы принимал аминофенилмасляную кислоту в средней терапевтической дозе, что сопровождалось аллергической реакцией. По нашим данным, раннее назначение Персена (в течение 2–3 недель от начала заболевания) было наиболее эффективным.

При единичных гиперкинезах, которые не ограничивают повседневную деятельность ребенка, целесообразно рекомендовать только режимные мероприятия. В комбинированном лечении распространенных тиков наряду с дифференцированной патогенетической терапией значительную роль играла немедикаментозная и медикаментозная коррекция астеноневротических проявлений, синдрома минимальной мозговой дисфункции, гиперактивности, нарушений сна. Частота использования различных методов и способов лечения зависела от уровня оказания медицинской помощи: поликлинического или стационарного.

При анализе эффективности проведенной терапии тиков у пациентов старшей возрастной группы выявлен бесконтрольный прием таких препаратов, как нейролептики, антидепрессанты. Подростки использовали эти вещества для самолечения, у многих развивалась лекарственная наркомания. Понятно, что неоправданное избыточное использование психотропных средств может давать только отрицательный результат. У 7 пациентов (78%) II группы с распространенными серийными тиками применялась комбинация лекарственных препаратов: нейролептик (тиаприд) в дозах 50–75 мг/сут, назначался медленно, начиная с минимальных доз; Персен – из расчета 150–200 мг/сут сроком до 3–9 месяцев в течение года. У детей была отмечена положительная динамика. Побочные эффекты отсутствовали. Примечательно, что у пациентов с распространенными тиками на фоне приема препарата Персен наряду с уменьшением гиперкинезов улучшался сон. Согласно данным клинических исследований, Персен применяется не только для лечения бессонницы как изолированного симптома (возможна монотерапия этим лекарством), но и для купирования нарушений сна в рамках других расстройств (в составе комплексной терапии при астеноневротических состояниях, тревожных расстройствах).

Несмотря на небольшое количество пациентов в исследовании, результаты применения комбинированного препарата Персен дают основание говорить о его эффективности в терапии локальных и распространенных тиков у детей и подростков. Персен может быть назначен для лечения локальных тиков при дебюте заболевания. Длительный курс лечения этим препаратом позволил добиться снижения, а в последующем и купирования гиперкинезов у пациентов не только с локальными, но и с распространенными тиками, что было значительно эффективнее, чем при использовании других препаратов (глицина, аминофенилмасляной кислоты – метаболитов тормозного действия с мягким дофаминовым и ГАМК-эргическим эффектом). Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем продуктов химического синтеза (а также этилового спирта), возможность сочетания с различными психотропными препаратами определяют основные преимущества этого лекарственного средства для использования у детей и подростков. Создание удачной комбинации лекарственных растений в препарате Персен (валериана, мелисса, мята перечная) доказывает, что углубленное изучение растительного сырья с применением новейших технологий весьма перспективно.

Список литературы находится в редакции.

Сведения об авторах:
Ольга Андреевна Милованова – канд. мед. наук, доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО
Марина Михайловна Гунченко – врач-невролог высшей категории, главный детский невролог ЦАО г. Москвы, ДГП № 38
Елена Александровна Волкова – врач-ординатор, кафедра детской неврологии РМАПО, Тушинская ДКБ
Игорь Евгеньевич Тамбиев – врач-невролог высшей категории, Тушинская ДКБ
Татьяна Яковлевна Клименко – педиатр, главный врач ДГП № 126

источник

В последнее время у детей все чаще диагностируется гиперактивность. Это одна из разновидностей заболеваний нервной системы, которое в большинстве случаев проходит самостоятельно. Однако родителям не стоит оставлять его без внимания. Для лечения гиперактивности используются различные методы: медикаментозная терапия, народные средства, упражнения, воздействие психолога и прочее.

Одним из препаратов, используемых при лечении гиперактивности, является экседрин. Его не назначают детям в возрасте до 15 лет. Препарат относится к группе психостимуляторов, имеет много противопоказаний.

Кроме экседрина, применяют и другие лекарственные средства для лечения гиперактивности.

СДВГ (гиперактивность) – синдром повышенной умственной и физической активности, при котором возбуждение преобладает над торможением. Заболевание связано с нарушением работы ЦНС.

Гиперактивные дети слишком подвижны, им трудно долгое время сидеть на одном месте. Они невнимательные, имеют проблемы с обучением и памятью. Для головного мозга детей с СДВГ обработка информации дается с трудом.

Симптомы гиперактивности у детей:

  • эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • неусидчивость;
  • беспокойство;
  • проблемы со сном;
  • плохое поведение;
  • задержка речи и другие.

Начать борьбу с гиперактивностью стоит с посещения врачей. Прежде всего, нужно обратиться к педиатру, который после осмотра ребенка даст направление к требуемым специалистам.

Лечение СДВГ должно быть комплексным, включать не только медикаментозную терапию, но и другие методы воздействия. Важное место занимает психологическая и педагогическая коррекция, правильное питание.

Лечение гиперактивности у детей лекарственными препаратами должно проводиться под контролем специалистов. Только врач может подобрать точные дозировки, определить длительность и эффективность терапии.

Для лечения СДВГ используются лекарства следующих групп:

  • психостимуляторы;
  • успокоительные средства;
  • ноотропы;
  • норадреналивовый препарат.

Также важно принимать витамины.

Медикаменты от СДВГ позволяют добиться следующих эффектов:

  • снизить импульсивность и уменьшить возбудимость;
  • улучшить умственную деятельность, что проявляется в повышении способности к обучению;
  • улучшить работоспособность;
  • развить новые навыки;
  • улучшить поведение;
  • повысить способность к контролю собственных эмоций;
  • развить мелкую моторику.

Лекарство при гиперактивности у детей подбирается в зависимости от преобладающих симптомов.

При лечении СДВГ у детей лекарственными препаратами активно используются психостимуляторы:

  • Риталин – медикаментозное средство, способствующее снижению гиперактивности и импульсивности, улучшению сосредоточенности и общего качества жизни ребенка;
  • Экседрин – основой лекарственного средства являются психолептики и ацетилсалициловая кислота, имеет много противопоказаний (глаукома, авитаминоз и другие), предназначен для подростков с 15 лет и старше.
Читайте также:  Афобазол или новопассит при панических атаках

Дозировка психостимуляторов устанавливается строго врачом. В противном случае могут возникнуть побочные эффекты: головокружение, головные боли, появление нервных тиков.

Витаминные комплексы обязательно нужно принимать вместе с лекарствами от СДВГ. Они укрепляют иммунную систему ребенка и помогают ему бороться с болезнью.

Актуально применение следующих видов витаминов:

  • витамины группы В (тиамина хлорид, В1) – синтетический препарат, растворимый в воде, принимает участие в улучшении деятельности головного мозга и восстановлении работы ЦНС;
  • витамин А – жирорастворимое вещество, используемое не только при гиперактивности, но и других нарушениях работы нервной системы.

Несмотря на кажущуюся безопасность витаминов, важно принимать их в определенной дозировке. В противном случае можно столкнуться с гиповитаминозом, который чреват нежелательными последствиями.

Среди успокоительных препаратов для лечения СДВГ у детей часто используют следующие средства:

  • Магне В6 – комплексный витамин, обогащает организм магнием и улучшает умственную деятельность;
  • Персен – таблетки обладают мягким воздействием на детскую нервную систему;
  • Глицин – аминокислота, помогающая обеспечить эмоциональную разгрузку, успокоить и нормализовать сон, улучшить мозговую деятельность;
  • Цитраль – антисептик, обладает противовоспалительным и анальгезирующим действием, разрешен для лечения дошкольников, выпущен в форме суспензии;
  • Пантогам – обладает успокоительным эффектом, избавляет от судорог, используется для лечения гиперактивности у детей исключительно в крайних случаях.

Нейрометаболические стимуляторы восстанавливают обменные процессы в нервных клетках и улучшают работу мозга. Из ноотропов для лечения гиперактивности у детей используются:

  • Пирацетам – усиливает синтез дофамина в головном мозге, способствует улучшению обменных процессов в нем, выпускается в виде капсул;
  • Глиатилин – ноотропное лекарственное средство, улучшающее внимание, память и мышление, что происходит за счет восстановления кровообращения в головном мозге, для лечения детей лучше использовать уколы;
  • Кортексин – оказывает антиоксидантное воздействие на организм ребенка, обеспечивает защиту клеткам от свободных радикалов, выпускается в виде уколов;
  • Ноопепт – отличается нейропротективным действием, улучшает память, повышает способность к обучению, выпускается в виде таблеток;
  • Фенотропил – ноотроп, который выделяется психостимулирующими и успокаивающими свойствами, представлен в виде таблеток.

Перечень ноотропных препаратов достаточно широк. Конкретный медикамент и его дозировку должен подобрать лечащий врач.

Одним из главных представителей норадреналиновых препаратов является Дигиталис. Его редко используют для лечения детей до года. Препарат состоит из трав, поэтому практически не имеет противопоказаний. Запрещено его использовать только при аллергии на один из компонентов средства.

Дигиталис – гомеостатический препарат, который в больших дозировках является ядовитым.

Это далеко не весь перечень препаратов, которые используются для лечения гиперактивности у детей. Зачастую применяются Неулептил, Мексидол и даже БАДы.

Наряду с медикаментозным лечением, избавиться от гиперактивности у детей помогают народные средства. Как именно их использовать – отдельно или в дополнение к традиционной терапии – решает врач. Лечение гиперактивности у детей народными средствами предполагает прием травяных настоев и отваров внутрь, а также применение в виде ванночек.

Известно несколько рецептов приготовления отваров и настоев из трав, которые помогают сгладить симптомы гиперактивности у детей:

  • сушеные корневища дягиля (10 г) залить кипятком (0,5 л) и настаивать 6 часов, замотав емкость теплым полотенцем или одеялом, пить по 1 ч. л. трижды в день;
  • несколько столовых ложек шишек хмеля залить 300 мл воды, поставить на огонь и варить около 1 минуты после закипания, затем настаивать полчаса, пить 3 раза в день по 10 мл;
  • приготовить отвар зверобоя: залить измельченное сухое сырье (15 г) небольшим количеством кипятка, чтобы он покрыл траву, отварить в течение 15 минут, а затем пить охлажденным по 2 ч. л. дважды в день;
  • заварить 10 г цветков лаванды в 300 мл кипятка и настоять полчаса, принимать по 15 мл 2 раза в день.

Расслабляют тело и нервную систему травяные ванны. Для приготовления одной из таких необходимо смешать 50 г сухого корневища аира, 20 г плодов можжевельника и 20 г ивовой коры. Залить полученную смесь 3 л воды и поставить на огонь. Томить после закипания примерно 15 минут, а потом еще настоять полчаса. Вылить свежеприготовленный отвар в ванну с водой и выполнить процедуру в течение 20 минут.

Принимать такую ванну не обязательно ежедневно, достаточно готовить ее через день на протяжении 1,5 месяцев.

Гиперактивный ребенок должен жить по расписанию, а также придерживаться следующих правил:

  • вовремя ложиться спать и просыпаться по утрам;
  • полноценно питаться;
  • чаще совершать прогулки перед сном;
  • делать зарядку по утрам и в целом вести активный образ жизни.

Если ребенок увлечется каким-либо видом спорта, не стоит препятствовать этому. Подойдет легкая атлетика, плавание, гимнастика и прочее.

В меню гиперактивного ребенка следует ввести много продуктов, содержащих сложные углеводы (фасоль, крупы, крахмалистые овощи). Учеными доказано, что такая пища повышает уровень серотонина в крови, которого как раз и не хватает при гиперактивности.

Важно исключить из рациона больного простые сахара. Они способствуют мгновенному всплеску энергии, а в норме она должна вырабатываться постепенно. Продукты с содержанием простых сахаров − это кондитерские изделия, сладкие фрукты, белых хлеб и другие. Также желательно избегать употребления красителей, консервантов и других вредных веществ.

Кроме сложных углеводов, в рационе должно присутствовать много белка, который способствует концентрации внимания и в целом участвует в важных процессах в организме. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно включить в меню ребенка с гиперактивностью больше мяса, орехов, рыбы.

Результаты последних исследований доказали пользу цинка при СДВГ. Поэтому в меню ребенка нужно включить морепродукты, злаковые блюда. Стоит обогатить рацион продуктами, повышающими содержание Омега-3 в крови, такими как авокадо, мясо лосося и другие.

Для устранения симптомов при гиперактивности у детей рекомендуют следующие виды упражнений:

  • развитие мелкой моторики – быстро и поочередно перебирать пальцы рук, совмещая их с большим, смыкая и размыкая кольцо;
  • на ровной поверхности рука поочередно выполняет три положения, которые последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости, сжать в кулак, поставить ребром;
  • сесть на пол, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам.

Первые два упражнения – своеобразный массаж для развития мелкой моторики, а последнее помогает развить внимательность.

Чтобы гиперактивный ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду или школе, а также во избежание конфликтов с другими детьми, педагоги должны придерживаться следующих правил:

  • гиперактивных детей всегда держать в поле зрения;
  • сажать не дальше второй парты;
  • не указывать ребенку, что его поведение отличается от сверстников;
  • всегда хвалить за заслуги, но не закрывать глаза на недочеты;
  • поручать мелкие задания, связанные с физической активностью;
  • не наказывать в присутствии других детей.

Не обязательно искать дошкольное или школьное учреждение, специализирующееся на обучении гиперактивных детей. Хороший педагог, который способен дать правильное воспитание, может работать и в обычной школе или в детском саду.

Параллельно с лечением медикаментами, при гиперактивности ребенка следует показать психологу и психотерапевту. У профессионалов разработаны специальные методики, которые помогут скорректировать поведение малыша. Помимо упражнений и творческих заданий, специалисты используют релаксационные методы.

Если причина гиперактивности у ребенка состоит в родовых травмах, дополнительную помощь сможет оказать остеопат. Если наблюдаются дефекты речи, понадобится консультация логопеда.

Родители должны всегда поддерживать свое чадо, поощрять за хорошие поступки, а также наказывать за плохое поведение. Правильное воспитание детей при СДВГ сводится к следующему:

  • повышение самооценки – оказывать эмоциональную поддержку и хвалить за хорошие поступки;
  • выстроить личностные границы – воспитывать в строгости, но быть справедливым к ребенку;
  • давать небольшие задания – убрать в доме, помыть посуду, сходить в магазин;
  • не заставлять запоминать больше, чем способен ребенок – для гиперактивных детей нагрузки должны быть небольшими, умственная деятельность чередуется с физической активностью;
  • заинтересовать музыкой, рисованием или найти другое занятие по интересам;
  • обсуждать в домашней обстановки причины конфликтных ситуаций, которые постоянно создают дети с СДВГ, а также обговаривать способы выхода из них.

При адекватном лечении и соблюдении всех рекомендаций специалистов через определенный период времени можно наблюдать изменения в поведении гиперактивного ребенка. Он становится более усидчивым, внимательным, лучше идет на контакт. У школьников повышаются оценки в школе. В целом, малыш перестает выделяться среди сверстников чрезмерной активностью, симптомы болезни полностью исчезают.

источник

Эпизодические приступы страха, тревоги, неуверенности, нервные срывы встречаются в жизни почти каждого человека. Причиной их являются ежедневные стрессы, от которых никто не бывает застрахован. Однако нередко нервная система дает серьезные сбои. Состояние тревоги прочно укореняется в сознании и становится постоянным спутником жизни. В подобном случае нельзя обойтись без помощи противотревожных препаратов. Это обширная группа психотропных лекарственных средств применяется очень давно, однако далеко не все знают, как работают противотревожные препараты, и когда их следует принимать.

Состояние тревоги – это не просто состояние, когда человек волнуется. При тревоге изменяются многие биохимические процессы в его организме, и прежде всего, в головном мозге.

Источником тревоги обычно является стресс – реакция нервной системы на сложную или конфликтную ситуацию, внешние раздражители. Если стресс легкий и кратковременный, то он может быть даже полезен для организма, как своеобразная встряска. Однако тяжелые и повторяющиеся стрессы приносят безусловный вред.

При тревоге наблюдается ряд соматических симптомов:

  • учащенное сердцебиение,
  • приливы крови к голове,
  • гипервентиляция или поверхностное дыхание,
  • дрожь,
  • потливость,
  • тошнота,
  • диарея,
  • учащенные позывы к мочеиспусканию.

Помимо тревоги, стресс приводит к раздражительности, психической неуравновешенности, снижению уровня работоспособности, депрессиям.

Можно пытаться бороться с тревогой и стрессом собственными силами. Для этого необходимо привнести в свою жизнь больше положительных эмоций. Их можно получить от занятий спортом, общения с людьми, хобби. Но не всем помогают данные средства. Кроме того, стресс может возникать и из-за объективных факторов, например, при тяжелых заболеваниях. В подобных случаях не остается ничего другого, как прибегнуть к помощи медикаментозных средств.

Этот способ не хуже и не лучше других. Нередко бытует мнение, что седативные и противотревожные средства нужны только пожилым людям, а если их принимает взрослый человек, то он либо слабовольный, либо наркозависимый человек. Но это мнение свидетельствует только о медицинской неграмотности. Работа нервной системы регулируется не абстрактной силой воли, а гормонами и нейромедиаторами, и в некоторых случаях биохимические нарушения не могут быть скорректированы иначе, как медикаментозным способом. Если человек принимает успокаивающие или противотревожные средства, то он отнюдь не является наркоманом, и не может им стать. В том случае, разумеется, если он соблюдает предписания врача и инструкцию к назначенному им средству.

Коррекция поведения часто необходима детям и подросткам, чья нервная система очень уязвима и не обладает необходимой стабильностью. Очень часто терапии требуют такие нервные нарушения у детей, как гиперактивность, синдром дефицита внимания, неврозы, ревмохорея. Женщины из-за гормональных сбоев также могут быть подвержены расстройствам нервной системы. Особенно часто это проявляется в виде предменструального синдрома. При этом у дам могут наблюдаться нервные срывы, немотивированные вспышки агрессии.

Разумеется, чересчур полагаться на таблетки не стоит. Лечение тревожных состояний должно быть комплексным и включать также смену образа жизни и психотерапевтические методы.

Человеческими эмоциями, в том числе, и такими, как тревога и страх, управляют различные части головного мозга. Но важнейшее значение среди них занимает лимбическая система – комплекс отделов головного мозга, включающий таламус, гипоталамус, миндалевидное тело и гиппокамп.

Тревога и страх принадлежат к числу негативных эмоций. Поэтому, чтобы подавить их, необходимо ослабить влияние лимбической системы на психику человека.

Это воздействие на лимбическую систему и осуществляют противотревожные лекарства (транквилизаторы). Также им свойственны и другие эффекты:

Противотревожный (анксиолитический) эффект лекарств данной группы объясняется воздействием на бензодиазепиновые рецепторы клеток головного мозга, а через них – на тормозящие нервную систему ГАМК-рецепторы.

Миорелаксантный и противосудорожный эффекты объясняются тем, что транквилизаторы воздействуют также на клетки спинного мозга и угнетают некоторые спинальные рефлексы.

Угнетающее воздействие на лимбическую систему означает, что анксиолитики подавляют не только отрицательные эмоции – страх, гнев, тревогу, но и большую часть положительных. Воздействие противотревожных лекарств приводит человека в состояние спокойствия и безмятежности. При этом транквилизаторы не затрагивают когнитивную сферу деятельности головного мозга, не влияют на память. Однако скорость реакций и внимательность обычно снижается.

Некоторые анксиолитики обладают также легким обезболивающим действием, противорвотным действием, снимают кожный зуд.

Противотревожные и седативные лекарства оказывают нормализующее действие на вегетативную нервную систему. Благодаря этому свойству они нередко помогают уменьшить тахикардию, избавиться от дрожи в руках, повышенной потливости, диареи и метеоризма.

Большинство транквилизаторов выпускается в виде таблеток. Однако транквилизаторы могут применяться и парентерально.

Другое название противотревожных медикаментов – анксиолитики. Это слово по-латински означает буквально «ослабляющие тревогу». Еще один термин, которым часто обозначаются противотревожные лекарства – «транквилизаторы». Слово транквилизатор происходит от латинского «tranquillo», что означает «успокоение».

Первыми транквилизаторами были вещества класса бензодиазепинов, синтезированные в середине 50-х гг. Сначала появились такие средства, как хлордиазепоксид и диазепам. Новый класс препаратов быстро завоевал признание врачей – психотерапевтов, психиатров и неврологов, поскольку бензодиазепины обладали мощным анксиолитическим и седативным действием. Сейчас списки транквилизаторов пополнились названиями многих новых соединений. И хотя было создано немало противотревожных препаратов, не относящихся к классу бензодиазепинов, последние все же сохраняют свое значение.

Ничто не совершенно в этом мире, и транквилизаторы не являются исключением. Вскоре после того, как появились бензодиазепины, обнаружились и некоторые их недостатки. Во-первых, это ряд присущих им побочных эффектов. В большинстве своем это эффекты, не опасные для жизни, однако серьезно снижающие трудоспособность человека. В первую очередь, это чрезмерная седация, повышенная сонливость и вялость, снижение скорости реакций. Это приводит к тому, что прием бензодиазепинов противопоказан тем, кто управляет автотранспортом, сложными машинами и механизмами, людям, занимающимся работой, требующей концентрации внимания и высокой скорости реакции.

Прочие возможные побочные эффекты бензодиазепинов:

  • спутанность сознания (особенно у пожилых людей),
  • депрессия,
  • сухость во рту,
  • невнятная речь,
  • развитие галлюцинаторных психозов.

Наиболее чувствительны к побочным эффектам бензодиазепинов пожилые пациенты.

Другой важный недостаток транквилизаторов – быстрое привыкание. Это означает, что со временем дозу приходится увеличивать, иначе терапевтический эффект не будет достигнут. Кроме того, многие транквилизаторы могут приводить к лекарственной зависимости. Примерно у половины пациентов, непрерывно принимающих бензодиазепины в течение 4-6 месяцев, развивается лекарственная зависимость. Зависимость от бензодиазепинов легче всего развивается у пациентов, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, у людей, страдающих психопатиями и склонными к формированию психологической зависимости.

При прекращении длительной терапии бензодиазепинами нередко развивается синдром отмены. Он может выражаться в следующих симптомах:

  • ажитация,
  • бессонница,
  • капризность,
  • раздражительность,
  • потливость,
  • дрожь,
  • тошнота,
  • судороги (в тяжелых случаях).

Поэтому терапию бензодиазепинами нельзя прекращать резко, если речь идет о длительной терапии. Доза лекарственного препарата снижается постепенно. Если терапия длилась не более 2 недель, то ее отмена не влечет никаких последствий.

Все эти факторы привели к тому, что, согласно рекомендациям ВОЗ, транквилизаторы бензодиазепинового ряда не рекомендуются к непрерывному приему в течение длительного времени (более 2-3 недель). Если же существует потребность в более длительном приеме, то курс лечения должен прерываться на несколько дней.

Это не относится к группам легких и дневных транквилизаторов. Их с назначения врача можно принимать непрерывно несколько недель, а то и месяцев.

Если в анамнезе у пациента имеются случаи зависимости от бензодиазепинов, то рекомендуется назначать вместо них антидепрессанты.

Тем не менее, антидепрессанты и легкие транквилизаторы не обладают немедленным ответом, в отличие от бензодиазепинов. Терапевтический эффект при применении легких транквилизаторов и антидепрессантов развивается в течение как минимум 2 недель. Также антидепрессанты групп СИОЗС и ТЦА могут вызывать усиление симптомов тревоги в самом начале приема.

Читайте также:  Афобазол или персен при всд

Существуют транквилизаторы, которые не похожи по химической структуре на бензодиазепины, а также выгодно отличаются от них тем, что не имеют тяжелых побочных эффектов и обладают совсем другим механизмом действия.

Одним из таких веществ является гидроксизин. Это довольно старое средство, производное дифенилметана, созданное еще в 50-х гг, и поэтому его нельзя отнести к новому поколению противотревожных средств. По сравнению с бензодиазепинами препарат не вызывает привыкания и зависимости.

Еще одно интересное средство – буспирон. Препарат отличается от других транквилизаторов тем, что воздействует не на бензодиазепиновые или ГАМК-рецепторы, а на серотониновые рецепторы. Этот препарат также не вызывает привыкания и зависимости. Но он также не приводит и к сонливости, вялости и заторможенности.

К транквилизаторам с нетипичным механизмом действия относится также мепробамат. Препарат тоже не принадлежит к числу бензодиазепинов. По химической структуре мепробамат – это производное пропандиола. Мепробомат – один из самых первых соединений, которое стало использоваться в качестве транквилизатора.

Анксиолитики не продаются в аптеках без рецептов. Единственное исключение – Афобазол, который относится к группе легких транквилизаторов. Практически все транквилизаторы относятся к категории психоактивных веществ. Поэтому, согласно законам, они должны отпускаться по рецептам. Определенной заменой рецептурным противотревожным лекарствам могут стать седативные безрецептурные средства:

  • Корвалол;
  • Валидол;
  • травяные сборы и БАД на основе пустырника, зверобоя, валерианы и других лекарственных растений;
  • витаминные комплексы, содержащие цинк и магний.

Особое внимание следует обратить на лекарства из растительного сырья:

Большинство из них при регулярном применении может помочь при тревожных состояниях легкой степени тяжести, легких стрессах.

В последнее время предпринимаются успешные попытки разработки новых анксиолитиков, не относящихся к классу бензодиазепинов. Заново исследуются и свойства некоторых старых соединений. Связано это с тем, что многих врачей не устраивают недостатки традиционных транквилизаторов, которые делают их непригодными для постоянного применения. Результатом деятельности исследователей стало появление группы так называемых дневных транквилизаторов. Это название не случайно. Большинство лекарств из списка дневных анксиолитиков не вызывает у пациентов дневной заторможенности и сонливости, не приводит к замедлению реакций. А это значит, что дневными транквилизаторами можно лечить людей, ведущих активный образ жизни, тех, кто управляет автомобилем. Дневные транквилизаторы также не вызывают у пациента лекарственной зависимости и привыкания.

Основные наименования дневных транквилизаторов:

Здесь играет свою роль немало факторов. Во-первых, это комплекс симптомов пациента, его диагноз, тяжесть заболевания. Немало зависит и от свойств самого медикамента. В первую очередь, врачи обращают внимание на время начала действия и период полураспада. Если средство начинает быстро действовать, и у него небольшой период полураспада, то оно хорошо подходит для седации и в качестве снотворного. Также бензодиазепины с быстрым началом действия больше подходят для купирования эпизодических панических атак. Для терапии генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства больше подходят бензодиазепины с длительным периодом полураспада. Другие преимущества бензодиазепинов с длительным периодом полураспада – легкость изменения дозы, а также отмены медикамента после длительного лечения.

Фармакокинетические параметры некоторых бензодиазепинов

Название препарата время начала действия, ч период полураспада, ч
алпразолам 1-2 10-15
хлордиазепоксид 2 более 50
клоназепам 1-2 18-20
диазепам 1-2 более 50
флуразепам 0,5-2 более 50
лоразепам 1-2 10-15
оксазепам 3 10-15
темазепам 1-2 7-12
триазолам 0,5-2 2-4
феназепам 0,5-1 6-18

Далеко не только анксиолитики относятся к классу психотропных средств. Воздействуют на нервную систему и другие типы лекарств:

  • седативные,
  • нейролептики,
  • нормотимики,
  • антидепрессанты,
  • снотворные.

Многие из этих медикаментов также могут избавлять человека от тревоги, стрессов и страха.

К седативным медикаментам чаще всего относят лекарства на основе растительных экстрактов:

Экстракты из данного списка издавна использовались в народной медицине в качестве успокоительных лекарств.

Также к эффективным седативным лекарствам относят некоторые синтетические вещества, например, фенобарбитал. Есть и некоторые антигистаминные лекарства с выраженным седативным эффектом, например, Димедрол.

Разница между седативными медикаментами и транквилизаторами во многом условна. Однако, как правило, седативные лекарства отпускаются без рецепта, а вот для приобретения анксиолитиков необходимо разрешение врача.

Самые популярные седативные средства:

  • экстракт валерианы,
  • экстракт пустырника,
  • Корвалол (Валокордин),
  • Валидол,
  • Ново-пассит,
  • Персен.

Используются в качестве седативных средств и другие растительные препараты. Они обычно легче переносятся организмом, не перегружают печень и почки. Однако и здесь надо быть осторожным, так как многие фитопрепараты способны вызвать аллергическую реакцию.

Снотворные лекарства обычно не применяются для купирования тревоги и стрессов. Они предназначены для терапии нарушений сна. Однако нередко плохой сон является одним из факторов, приводящих к возникновению невротических расстройств. Поэтому в рамках комплексной терапии тревожных состояний снотворные могут применяться.

К синтетическим снотворным средствам, применяемым для лечения нарушений сна, относят:

Сильным снотворным эффектом обладают также многие транквилизаторы, такие, как фенозепам.

Антидепрессанты часто путают с транквилизаторами. Тем не менее, антидепресанты имеют совсем другой механизм действия. Они влияют на концентрацию в нервных цепях важнейших нейромедиаторов, таких, как серотонин, дофамин и норадреналин. Тем не менее, многие антидепрессанты могут применяться и при лечении тревожных расстройств и стрессов. Однако очень часто врачи назначают сразу два медикамента – классический транквилизатор и антидепрессант. Дело в том, что эффект антидепрессантов развивается медленно в течение нескольких недель. Эти лекарства более подходят для лечения хронических тревожных расстройств по сравнению с транквилизаторами бензодиазепинового ряда. Связано это с тем, что антидепрессанты не вызывают зависимости и привыкания при длительном приеме в отличие от транквилизаторов. Однако они не лишены синдрома отмены, поэтому длительный курс лечения антидепрессантами должен прерываться постепенно, при помощи плавного уменьшения дозы.

Нейролептики не используются для лечения тревожных расстройств. Их назначение – купирование симптомов, вызванных острыми психозами – бреда и галлюцинаций. Нередко нейролептики применяются при лечении шизофрении. Тем не менее, нейролептики также раньше называли транквилизаторами, точнее говоря, большими транквилизаторами. А вот по отношению к анксиолитикам применялся термин малые транквилизаторы. Однако сейчас такое деление психотропных веществ на малые и большие транквилизаторы устарело.

Нормотимики – группа соединений, которые нередко применяются при биполярных расстройствах. Их назначение – сглаживание перепадов настроения, типичных для биполярных аффективных расстройств. Могут применяться они и при лечении депрессий. Нормотимики препятствуют как появлению чрезвычайной эйфории, так и депрессий, уныния, апатии.

Ноотропы усиливают метаболизм в клетках головного мозга, способствуют улучшению церебрального кровообращения. Тем самым они усиливают мозговую активность, повышают память, нормализуют мышление. Многие ноотропы также могут назначаться при стрессах, тревожных расстройствах. А некоторые лекарства сочетают свойства анксиолитика и ноотропа, например, Фенибут.

Витамины и активные биологические вещества также могут назначаться невропатологами, но в рамках комплексного лечения. Для укрепления нервной системы полезны витамины D, В12, магний, цинк. При недостатке в организме таких сложных соединений, участвующих в работе клеток головного мозга, как глицин и триптофан, назначаются содержащие их БАД.

Бета-блокаторы не влияют непосредственно на нервную систему. Однако они также часто применяются при тревожных расстройствах. Бета-блокаторы препятствуют воздействию на организм адреналина и купируют многие симптомы, свойственные для тревоги: усиленное сердцебиение, повышенное потоотделение.

В первую очередь, они предназначены для избавления человека от отрицательных эмоций – тревоги, страха, беспокойства, для снижения эмоциональной напряженности. Транквилизаторы также способствуют уменьшению навязчивых мыслей, ипохондрии.

Они назначаются в основном при патологиях нервной системы:

  • тревожных расстройствах (все виды),
  • кратковременных эпизодах тревоги,
  • тревожно-депрессивных состояниях,
  • неврозах,
  • неврозоподобных состояниях,
  • агрессии,
  • страхах,
  • стрессах,
  • нервном напряжении,
  • фобиях,
  • легкой нервной возбудимости,
  • посттравматическом стрессовом расстройстве.

Также применяются анксиолитики при психотических расстройствах, психозах, обсессивно-компульсивном расстройстве. Противотревожные и седативные лекарства с выраженным антигистаминным эффектом (Атаракс, Димедрол) применяются при аллергических реакциях, кожном зуде.

У детей транквилизаторы применяются при неврозах, гиперактивности, синдроме дефицита внимания, энурезе, ночных кошмарах, заикании, ревмохорее.

Применяются анксиолитики также в рамках лечения абстинентного синдрома при алкоголизме и токсикомании, при климактерическом и предменструальном синдромах, синдроме хронической усталости, мигренях.

Снотворные свойства анксиолитиков позволяют назначать их для терапии нарушений сна. При данных расстройствах транквилизаторы способствуют удлинению ночного сна, делают сон более глубоким, позволяя мозгу полноценно отдыхать. Наиболее сильно снотворные свойства проявляются у таких транквилизаторов, как нитразепам, флюнитразепам, мидазолам. Миорелаксантные свойства транквилизаторов используются при судорогах и спазмах, столбняке, церебральном параличе, чрезмерном мышечном напряжении, двигательном возбуждении. Для транквилизаторов также характерно уменьшение эпилептогенной активности мозга.

Выделяют также вегетостабилизирующую функцию транквилизаторов. Она выражается в нормализации деятельности вегетативной нервной системы. Вегетостабилизирующая активность транквилизаторов приводит к уменьшению вегетативных симптомов тревоги (тахикардия, гипертензия, потливость). Практически все транквилизаторы обладают также симпатолитическим и мягким гипотензивным эффектом, повышают порог болевой чувствительности.

Используют анксиолитики также для премедикации (подготовки больного к операциям), в качестве компонента комплексного наркоза, для устранения стресса при тяжелых соматических заболеваниях, при психосоматических заболеваниях (язва желудка), в рамках комплексного лечения сердечно-сосудистых заболеваний, при болевом синдроме.

Не эффективны транквилизаторы при бредовых, галлюцинаторных и аффективных расстройствах, которые также могут нередко сопровождаться страхом и тревогой. Тем не менее, при применении нейролептиков транквилизаторы тоже могут назначаться для предотвращения их побочных эффектов.

Транквилизаторы включают много лекарств с различным механизмом действия. Поэтому и противопоказания будут индивидуальны для каждого соединения. Но, как правило, транквилизаторы нельзя принимать при миастении (мышечной слабости), угнетении дыхания, тяжелой печеночной недостаточности, глаукоме, суицидальных наклонностях.

Многие лекарства нельзя принимать при беременности и лактации, в детском возрасте. Тем не менее, совершенно необоснованно мнение, будто любые анксиолитики противопоказаны детям. Это далеко не так. Ряд лекарств действительно нельзя применять в детском возрасте. Однако существуют и такие лекарства, которыми допустимо назначать детям, начиная с определенного возраста. При этом применяется, естественно меньшая дозировка, чем у взрослых. Поэтому если врач назначил вашему ребенку курс транквилизаторов, то это еще не повод для паники. Сами по себе транквилизаторы в необходимой дозе не влияют на развитие мозга ребенка, не снижают его интеллект, в отличие от многих заболеваний нервной системы, которым дети подвержены отнюдь не меньше, чем взрослые.

Транквилизаторы усиливают действие многих психотропных веществ. К их числу относятся нейролептики, снотворные и седативные лекарства, антидепрессанты, блокаторы гистаминных рецепторов. Также усиливают транквилизаторы действие многих гипотензивных средств.

Транквилизаторы несовместимы с альфа- и бета-адреномиметиками, М-холиномиметиками, психостимуляторами. Транквилизаторы усиливают угнетающее действие бета-блокаторов на ЦНС.

Многие транквилизаторы несовместимы с алкоголем, так как при их приеме угнетающее действие алкоголя на нервную систему усиливается. Это может приводить к тяжелым последствиям, в том числе, к угнетению дыхания и потере сознания.

Анксиолитик класса бензодиазепинов, разработанный в Советском Союзе. Обладает помимо анксиолитического, также миорелаксантным, снотворным и противосудорожным действием. Анксиолитическое действие является преобладающим. Выпускается в таблетках дозировкой 0,5 и 1 мг. Обладает высокой скоростью действия. Показан при эмоциональной лабильности, страхах, тревожности, раздражительности, эмоциональном перенапряжении. Противопоказан в детском возрасте.

Легкий или дневной транквилизатор. Эти успокоительные таблетки рекомендуются для постоянного приема, в течении нескольких месяцев. Афобазол – единственный анксиолитик, который можно приобрести в российских аптеках без рецепта. Рекомендован при тревожных состояниях легкой степени, лечении климактерического синдрома. Афобазол практически не имеет побочных эффектов, у него отсутствует седативный эффект, он не вызывает сонливости и может использоваться пациентами, водящими автотранспорт. Дозировка – 1 таблетка 3 раза в день.

Несмотря на свою репутацию сердечного лекарства, Корвалол – это преимущественно седативное средство. Седативный эффект обеспечивает находящийся в составе Корвалола фенобарбитал. Также препарат обладает легким сосудорасширяющим и снотворным эффектом. Выпускается в виде раствора или таблеток. Одно из немногих синтетических седативных средств, которые можно приобрести в аптеках без рецепта. Популярным Корвалол делает также его доступная цена. Врачи, однако, предостерегают от постоянного использования Корвалола для лечения тревожных состояний, ведь фенобарбитал имеет много побочных эффектов и вызывает лекарственную зависимость. Корвалол может применяться лишь как разовое успокаивающее средство при ситуации, связанной с сильным стрессом или тревогой.

Средство на основе смеси лекарственных трав (валериана, зверобой, мелисса, хмель, пассифлора, бузина, боярышник). Обладает успокоительным и снотворным действием, способствует повышению устойчивости к стрессам. Применяется для лечения легких нервных расстройств, неврастении, усталости, легкой бессонницы, мигрени, вегето-сосудистой дистонии, дерматозов. Необходимо принимать по 3 таблетки в течение 2 недель. Противопоказания – возраст до 12 лет, эпилепсия, миастения.

Сходным с Ново-Пасситом составом обладает Персен. Правда, в нем меньше растительных компонентов, однако показания для приема у обоих лекарств сходны.

Действующее вещество – гидроксизин, который относится к анксиолитикам небензодиазепиновой природы. Выпускается в таблетках по 25 мг. Обладает умеренным противотревожным, противозудным, седативным, противорвотных, антигистаминным эффектами. Обычная дозировка – 25 мг в сутки на ночь, максимальная суточная дозировка – 100 мг. Средство используется при тревожных состояниях, нарушениях сна, кожном зуде, для премедикации. Препарат может использоваться у детей с 3 лет. Не вызывает привыкания и зависимости.

Средство выпускается также под торговой маркой Грандаксин. Эти психотропные таблетки относятся к числу легких/дневных транквилизаторов. Препарат не вызывает привыкания и зависимости. Обладает легким противотревожным эффектом. Улучшает настроение, повышает работоспособность. Дозировка – 50-100 мг 1-3 раза в день.

Средство соединяет в себе свойства анксиолитика и ноотропа. Показания:

  • тревожные состояния,
  • неврастения,
  • бессонница,
  • беспокойство,
  • страх,
  • легкая депрессия,
  • головокружения.

Минимальный курс лечения средством – 2 недели. Дозировка – 3 раза в день по 0,5 г.

источник

Не отчаивайтесь,автор,всё пройдёт,наберитесь терпения лет на 10.Я тоже думала,что не переживу. А сейчас даже скучно без неё.Со школы пришла-побежала на волейбол(занимается уже 3 года),с волейбола-в кружок плетения бисером и вышивания.Вобщем,даже не хватает мне её выходок иногда.Зато дочка очень открытая и добрая,бывают вспышки агрессии,но я научилась не обращать внимания на это,нет,конечно я показываю своё недовольство,но успокаиваю себя тем,что она не виновата,не может иногда себя контролировать в силу своего диагноза

Сочувствую Автор, у самой такой ребенок, причем с рождения! Сейчас 6 лет, уже полегче стало 🙂 Вынуждена была его в 1,5 года в частный детский сад отдать, потому что сама бы сдвинулась с им целый день сидеть, а там он энергию свою сбрасывал — играл с другими детками. Конечно, сердце кровью обливалось, но что я еще могла сделать, когда бабушки-дедушки далеко, а муж по командировкам. Сейчас жду второго, честно говоря, страшновато, что и второй будет такой же. Нервная система уже подорвана 🙁 Хочу спокойную, ласковую. девочку — бальзам на мою душу. Срок еще маленький, поэтому в предвкушении 🙂

девочки, прочитала все посты, скажите, а какие предпосылки гиперактивного ребенка? как они в младенчестве себя ведут? или это никак не распознать?//////////
Это все-таки распознает хороший невролог. ОН же скажет -лечить или нет. У ребенка в классе есть 2 таких ребенка-на уроке плохо сидят, дерутся, причем постоянно и по любому, даже незначительному поводу, хотя учатся нормально, умненькие, нервные тики на лице, непроизвольные движения -или рукой, или подергивания шеей.

Я просто не понимаю, все чтоли такие мальчики. Посмотрю на многих, сидят в игрушки играют..
Мальчики)) у меня такая доча) Дерётся, кричит( голос у неё очень громкий). Сидя мы не кушаем, подбегает, ложечку съест и побежала, опять возвращается, ещё ложечку, кормление у нас долгое. Даже если сытая не даёт никому спокойно покушать — будет кричать, выпрашивать, дашь — выплюнет на пол и опять просит. Лезет во все шкафы, столы, к плите включает или выключает газ, телевизор, гоняет кошку. Да, конечно иногда психуем, но трагедии никто из этого не делает. Вам надо проще относиться.

Читайте также:  Афобазол или новопассит при всд

Дорогая автор,смиритесь,что у вас такой ребёнок,его уже не переделаешь.Моей дочери 10 лет,очень проблемный ребёнок,вспоминаю возраст 1-3 года-реально хотела выбросить её в окно от нервов.Дальше будет ещё хуже.поэтому даю совет-пейте много успокоительногои никогда. не давайте обижать чужим людям вашего малыша.Я свою луплю иногда,но не людях не позволяю сказать о ней плохо.

КсенияЯ просто не понимаю, все чтоли такие мальчики. Посмотрю на многих, сидят в игрушки играют..
Мальчики)) у меня такая доча) Дерётся, кричит( голос у неё очень громкий). Сидя мы не кушаем, подбегает, ложечку съест и побежала, опять возвращается, ещё ложечку, кормление у нас долгое. Даже если сытая не даёт никому спокойно покушать — будет кричать, выпрашивать, дашь — выплюнет на пол и опять просит. Лезет во все шкафы, столы, к плите включает или выключает газ, телевизор, гоняет кошку. Да, конечно иногда психуем, но трагедии никто из этого не делает. Вам надо проще относиться.
Если у ребенка нет официально подтвержденного неврологического диагноза, то тут не доча у вас такая, а вы какая-то не такая. Воспитывать надо ребенка.

миниКсенияЯ просто не понимаю, все чтоли такие мальчики. Посмотрю на многих, сидят в игрушки играют..
Мальчики)) у меня такая доча) Дерётся, кричит( голос у неё очень громкий). Сидя мы не кушаем, подбегает, ложечку съест и побежала, опять возвращается, ещё ложечку, кормление у нас долгое. Даже если сытая не даёт никому спокойно покушать — будет кричать, выпрашивать, дашь — выплюнет на пол и опять просит. Лезет во все шкафы, столы, к плите включает или выключает газ, телевизор, гоняет кошку. Да, конечно иногда психуем, но трагедии никто из этого не делает. Вам надо проще относиться.
Если у ребенка нет официально подтвержденного неврологического диагноза, то тут не доча у вас такая, а вы какая-то не такая. Воспитывать надо ребенка.
Еще одна «макаренка».

Я так понимаю что у многих такое, что делаете при этом? Не понимаю. надо все таки это лечить или смириться что это на всю жизнь? Просто реально нет жизни, ни продохнуть, просто чаю попить нельзя. Вся семья есть стоя, спасаемся только мультиками, иногда они его занимают ненадолго. Выйти в свет нереально, люди смотрят на нас косо, потому что наш ребетенок может на животе ползти, может бежать и свалить по пути все вещи. Ходили в больницу, так он там разбомбил всю игральную комнату, все шары повыкидывал, домики разобрал, короче ужас это. У кого такого нет, тот не поймет и будет говорить что родители виноваты.

ДаминиКсенияЯ просто не понимаю, все чтоли такие мальчики. Посмотрю на многих, сидят в игрушки играют..
Мальчики)) у меня такая доча) Дерётся, кричит( голос у неё очень громкий). Сидя мы не кушаем, подбегает, ложечку съест и побежала, опять возвращается, ещё ложечку, кормление у нас долгое. Даже если сытая не даёт никому спокойно покушать — будет кричать, выпрашивать, дашь — выплюнет на пол и опять просит. Лезет во все шкафы, столы, к плите включает или выключает газ, телевизор, гоняет кошку. Да, конечно иногда психуем, но трагедии никто из этого не делает. Вам надо проще относиться.
Если у ребенка нет официально подтвержденного неврологического диагноза, то тут не доча у вас такая, а вы какая-то не такая. Воспитывать надо ребенка.
Еще одна «макаренка».
Я так понимаю, идиоты любят приписывать своим детям диагнозы, чтобы не утруждать себя воспитанием и режимом.

миниДаминиКсенияЯ просто не понимаю, все чтоли такие мальчики. Посмотрю на многих, сидят в игрушки играют..
Мальчики)) у меня такая доча) Дерётся, кричит( голос у неё очень громкий). Сидя мы не кушаем, подбегает, ложечку съест и побежала, опять возвращается, ещё ложечку, кормление у нас долгое. Даже если сытая не даёт никому спокойно покушать — будет кричать, выпрашивать, дашь — выплюнет на пол и опять просит. Лезет во все шкафы, столы, к плите включает или выключает газ, телевизор, гоняет кошку. Да, конечно иногда психуем, но трагедии никто из этого не делает. Вам надо проще относиться.
Если у ребенка нет официально подтвержденного неврологического диагноза, то тут не доча у вас такая, а вы какая-то не такая. Воспитывать надо ребенка.
Еще одна «макаренка».
Я так понимаю, идиоты любят приписывать своим детям диагнозы, чтобы не утруждать себя воспитанием и режимом.
Диагнозы как раз никто не приписывает. Все пытаются дать советы, исходя из похожих ситуаций. А вы, если не в теме, то помолчите.

ДаминиДаминиКсенияЯ просто не понимаю, все чтоли такие мальчики. Посмотрю на многих, сидят в игрушки играют..
Мальчики)) у меня такая доча) Дерётся, кричит( голос у неё очень громкий). Сидя мы не кушаем, подбегает, ложечку съест и побежала, опять возвращается, ещё ложечку, кормление у нас долгое. Даже если сытая не даёт никому спокойно покушать — будет кричать, выпрашивать, дашь — выплюнет на пол и опять просит. Лезет во все шкафы, столы, к плите включает или выключает газ, телевизор, гоняет кошку. Да, конечно иногда психуем, но трагедии никто из этого не делает. Вам надо проще относиться.
Если у ребенка нет официально подтвержденного неврологического диагноза, то тут не доча у вас такая, а вы какая-то не такая. Воспитывать надо ребенка.
Еще одна «макаренка».
Я так понимаю, идиоты любят приписывать своим детям диагнозы, чтобы не утруждать себя воспитанием и режимом.
Диагнозы как раз никто не приписывает. Все пытаются дать советы, исходя из похожих ситуаций. А вы, если не в теме, то помолчите.
Женщина пишет, что у нее доча такая. дерется и кричит..ну и так далее.
И таких псевдогиперактивных сотни

Никто не говорит, что чрезмерно активных (я не люблю слово «гиперактивный», потому что это все же официальный диагноз) не надо воспитывать. Речь о том, что к ним обычные методы могут мало подходить. Другой подход нужен.

Могу поделиться тем, что в моем случае работает. Во-первых, любовь. Безмерная. И именно в сердце она должна быть. Не надо сравнивать своего ребенка с другими. Надо любить своего таким, какой есть. Говорить об этом ребенку часто. Хвалить часто. Ни в коем разе не бить, не орать. Наберитесь терпения. Знаю, что легче сказать, чем сделать, но иначе неврастеника вырастите. Играть вместе. Много. Гулять тоже много. Горки, бассейны. Читать ему. Это кажется, что не слушает и не слышит. Слушает и слышит. Только проявится это не сразу, а потом. Надо много говорить с ним. Накупите разных приспособлений для дверцев и закройте их. Уберите все ценные и бьющиеся вещи. Облегчите себе жизнь. Читайте литературу по воспитанию трудных детей.

По-моему, прием успокоительных — это уход от проблемы, а не ее решение. Это я бы не советовала. Вам наоборот много энергии и сил сейчас надо, а вы будет в прострации сидеть сама на диванчике смотреть на это. Говорить, говорить, говорить с ребенком. Объяснять по сто раз одно и то же. В одни прекрасный день он вас удивит тем, что начнет говорить все это вам назад, как будто это его мнение. А будет бить, получите агрессию.

Гость
Разводка, причем беспонтовая.
Ну, похоже, особенно последняя фраза. Из унитазов большинства конструкций пить просто технически невозможно без дополнительных приспособлений (чем зачерпывать) ))))))))))))))))))
Господи, у вас что за унитазы, подошел, принес игрушку пирамидку, опустил руку и зачерпнул. Какая тут разводка. Пьет каждый день , как только отвлечешься.

Проработала детским психологом 8 лет. Так вот скажу вам, никак эту проблему не исправишь, просто нужно научиться приспосабливаться к таким детям. А к 12 годам все проходит, получаются просто супердетки. Терпения вам и любви.

По-моему, прием успокоительных — это уход от проблемы, .
Тут и не пишут про успокоительные. Если гиперактивность-это медицинский диагноз, то назначают другое лечение -мягкие седативные препараты, типа глицина, это, кстати, аминокислота, питающая мозг, ноотропы- и другие препараты, питающие мозг. Например, Магне-В6, пантогам и т.д. Успокоительные -это из другой оперы, это уже лечение у психиатра тяжелых случаев. А насчет того, что само пройдет к 12 годам не факт, бывают же неуравновешенные неврастеничные взрослые, типа лидера одной известной партии, это ведь тоже нерешенные детские проблемы.

Автор, малыш познает мир, ну, да, активно, но это не конец света! Он и червей может на улице полный рот натолкать, что делать, просто маленький. Том Сойер растет! Интересно размазывать лужу! Скользко! Здорово! Пить из унитаза? Тоже вода? Проверить! Почему не позитивное? Стучит по стене? Громко! Интересно! Он не пупс, он маленький исследователь! Инициативный! Любознательный! Предприимчивый! Отважный! Настойчивый! Мужчина растет! Терпения Вам. Все получится! Зато потом, когда тихие дети вырастут в степенных инженеров Ваш будет покорять океаны! Пусть дерзает!

По-моему, прием успокоительных — это уход от проблемы, .
Тут и не пишут про успокоительные. Если гиперактивность-это медицинский диагноз, то назначают другое лечение -мягкие седативные препараты, типа глицина, это, кстати, аминокислота, питающая мозг, ноотропы- и другие препараты, питающие мозг. Например, Магне-В6, пантогам и т.д. Успокоительные -это из другой оперы, это уже лечение у психиатра тяжелых случаев. А насчет того, что само пройдет к 12 годам не факт, бывают же неуравновешенные неврастеничные взрослые, типа лидера одной известной партии, это ведь тоже нерешенные детские проблемы.

Автор, малыш познает мир, ну, да, активно, но это не конец света! Он и червей может на улице полный рот натолкать, что делать, просто маленький. Том Сойер растет! Интересно размазывать лужу! Скользко! Здорово! Пить из унитаза? Тоже вода? Проверить! Почему не позитивное? Стучит по стене? Громко! Интересно! Он не пупс, он маленький исследователь! Инициативный! Любознательный! Предприимчивый! Отважный! Настойчивый! Мужчина растет! Терпения Вам. Все получится! Зато потом, когда тихие дети вырастут в степенных инженеров Ваш будет покорять океаны! Пусть дерзает!

UllyГость
Разводка, причем беспонтовая.
Ну, похоже, особенно последняя фраза. Из унитазов большинства конструкций пить просто технически невозможно без дополнительных приспособлений (чем зачерпывать) ))))))))))))))))))
Господи, у вас что за унитазы, подошел, принес игрушку пирамидку, опустил руку и зачерпнул. Какая тут разводка. Пьет каждый день , как только отвлечешься. А ребенку объясняли, что вообще-то это не святой источник, а УНИТАЗ вообще-то, в который писают, какают? Отвращения к питью оттуда у ребенка не возникает после объяснений?

РИТАЛИН прописывают гиперактивным детям. Это болезнь и ее надо лечить. Детки успокаиваются и становятся нормальными.

Это не гиперактивность, а норма для ребёнка — он совсем недавно появился на свет, и ему всё интересно. Главное, следите, чтобы он не сделал ничего опасного (не пытался разобрать розетку, не наелся чего-нибудь из мусорки, не заходил на кухню, когда готовят еду). Гораздо страшнее, если бы он был вялым и пассивным — вот это действительно патология.

Это еще не гиперактивность, вы гиперактивность не видели скажу я вам. Это просто шустряк)

у меня такой. думали, подрастет, все пройдет, да куда там. В школе теперь проблемы. Не сидит, крутится, внимания ноль. все забывает, надолго за книгу не усадишь,но это, наверное, не диагноз, а особенности личности.

У меня сынок тихоня, очень интересный рассудительный, иногда диву даюсь откуда манеры берутся ведь никто не втолковывал куда и что, с ним можно поговорить, хотя еще два года, объясниться, пошутить над ним, он шутит, явно чувство юмора уже есть, занятия с ним одна радость,рядом живет подруга сын у нее только орет, бегает все крушит, везде лезит на улице убегает, сил у них уходит очень много и это беспросветно, скажу что атмосфера в семье и натура родителей очень сказывается на ребенке,подруга и ее муж два горя-родителя очень эмоциональные, взвинченные постоянно, суетливые крикливые, постоянно получающие какие то травмы в результате своей неусидчивости,я и мой муж наоборот любим тишину, спокойные, умиротворенные родители, про диагноз «гиперактивность» не знаю, но таких родителей как моя подруга могу только пожалеть, честно не хотела ребенка именно по причине что мог родится такой ураган, сейчас благодарю Бога каждый день что он дал мне это чудо, вот торого боюсь рожать вдруг не повезет))

В официальной медицине диагноза гиперактивность нет, есть диагноз СДВГ, ставит его невролог на основании обследований.

UllyГость
Разводка, причем беспонтовая.
Ну, похоже, особенно последняя фраза. Из унитазов большинства конструкций пить просто технически невозможно без дополнительных приспособлений (чем зачерпывать) ))))))))))))))))))
Господи, у вас что за унитазы, подошел, принес игрушку пирамидку, опустил руку и зачерпнул. Какая тут разводка. Пьет каждый день , как только отвлечешься. А ребенку объясняли, что вообще-то это не святой источник, а УНИТАЗ вообще-то, в который писают, какают? Отвращения к питью оттуда у ребенка не возникает после объяснений?

Напишу кратко: любая из тех кто пишет что дело в Вашем воспитании не сталкивалась с действительно гипперактивным ребенком. У меня такая же ситуация как у Вас + проблемы со сном, точнее сейчас его просто тяжело уложить спать, ранее спал маленькими промежутками. Всем маменькам кажется что их чадо ну просто гиперактивно, что это такое в действительности знают немногие, как раз те кто никогда не согласится что тут дело в воспитании! Удачи автор Вам и мне, и крепкого терпения:)

Моему мальчишке 1,1. Очень активный малыш. Ни секундочки на месте не посидит. Занимаюсь им одна. И спит плохо. Днем час и ночью раз 5-6 проснется. И ни чего, жива. Говорю, что так делать нельзя, грозит себе пальчиком. А то, что не слушается, это вы виноваты. И кормить ребенка надо только за столом.

Я уговариваю, об’ясняю, раз’ясняю по 100 раз, ультиматум ы ставлю, но ничего не помогает ни уговоры, ни ласка. Тогда хватаю в охапку и тащу домой, ору и дать еще могу. Я не железная. Вот уговариваю идти домой убегает, не слушает ничего. Пробовала сама уходить с площадки, пряталась — она меня не ищет. Нам 3 года, такие мы с момента, когда еще ходить начала. На площадках нет таких активных детей. Я постоянно начеку.
Ей все надо, до всего дело и в то же время на одном занятии не задерживается. Химией пичкать не хочу, хотя синдром повышенной нервной возбудимости нам ставили уже в полгода. Диагноз гипер активность не поставлен официально, но я вешаюсь: у врача в кабинете, в общественных местах, в магазине это просто кошмар. Не управляем а, легче в воспитании не становится. При этом очень развитый и умный ребенок: еще не было 2 лет, я научила полноценно считать до 10, в полтора знала все цвета, стихов кучу знает, первые -в 1.5 года. Но с послушание кошмар. С укладыванием спать проблемы.
Когда тут пишут о том, что уговаривать не умеете или «а вот у меня», смешно. Вы просто не знаете что такое, когда твой ребенок не то, что с мотором, а катастрофа. Вы не можете понять. Все мамы сначала уговаривают, раз’ясняют, почему нельзя. Только есть дети, которым по фиг.
Насчет литературы: там опять же вся эта банальщина написана про любовь и об’яснения неправильных поступков. Любим, разговариваем постоянно, а дите не управляемое. Да и нет свободного времени на чтение. Я всегда как мешком при битая хожу

источник